воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Как научить детей читать"

Как учить читать детей?
Подготовительный этап.
Даже для самого маленького ребенка необходимо купить букварь, лучше логопедический. Букварь понадобится родителям для определения последовательности введения букв в чтение и для чтения его ребенком; кубики;  деревянные буквы-вкладыши  и (или) магнитные буквы.
Этап I.  Вызываем интерес к буквам, знакомимся с буквами и звуками.
·        Если ребенок маленький, то знакомим его с буквами, как с обычными игрушками – высыпаем буквы-вкладыши из доски на стол и предлагаем каждой букве найти свой домик, при этом мама называет каждую букву. Это занятие хорошо развивает зрительное восприятие и пространственное мышление у детей до пяти лет, а так же позволяет вызвать интерес у малыша к буквам и запомнить их названия.
Называем буквы упрощенно, так, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". Усвоить алфавит детям предстоит только в первом классе.
·        Мы начинаем знакомить детей со звуками и буквами по одной в неделю, примерно в такой последовательности:  «а», «у», «м», «ы», «и», «о», «п», «д», «т», далее как в букваре. Заучить названия всех букв сразу имеет смысл детям с определенными нарушениями в развитии.
·        Если у ребенка фонематический слух развит по возрасту просим его «ловить звук ладошками», выделяя его среди других звуков, за тем в слогах, за тем в слове. Если ребенок не выделяет звук в  цепочке звуков, к выделению в слоге не переходим.
·        Даже если ребенок  не может «поймать звук» знакомим его с буквами. Играем в игры для запоминания букв и выделения первого звука по типу: «Подбери картинку к букве».
·        В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у],[и], [ы], [э], но 10 гласных букв а, о, у, и, ы, э, я, ё, ю, е. Если Вы знакомите ребенка до 6 лет с буквами е,  я, ё, ю, то не надо просить его найти «эти звуки» на слух, надо просто научить его читать эту букву в слоге и в слове.
·        Если мы замечаем, что ребенок плохо запоминает буквы, понадобятся специальные игры и упражнения.
Этап III. Читаем слоги.
·        Как только ввели два звука, начинаем читать и составлять звукокомплексы из двух-трех букв: « Одна буква едет к другой на тележке», «Буквы появляются  по очереди из под стола», складываем звукокомплексы из кубиков под диктовку, печатаем их. Пользуемся букварем, который подскажет Вам звукококомплексы.
·        Как только мы видим, что звукокомплексу можно придать смысл (ау, уа, му, ум) – пишем звкокомплекс на карточке, подбираем к нему картинку и просим ребенка прочитать то,  что написано, и найти того, кто это произнес.
Мы стремимся научить ребенка запомнить слоги механически, но вместе с тем, ждем, когда ребенок осмыслит, как это соединить два звука в слог.
Для этого дети
·        читают слоги, написанные столбиками в букваре.
·        соединяют слоги с картинкой.
Если ребенок не произносит какой-то звук, вы знакомите ребенка с буквой, слоги читаете сами, а ребенка просите найти тот слог, который вы прочитали. В дальнейшем, читая слова,  ребенок будет  произносить этот звук так, как может.
Залог успеха: постоянное повторение слогов. Ребенок запоминает, как читаются две буквы вместе.

Этап IV. Читаем слова.
·        Читаем слова из тех букв, которые уже изучили.
·        Закрепляем умение читать слоги в слове.
·        Читаем осмысленно – к слову подбираем картинки.

Этап IV. Читаем словосочетания и предложения.
·        Читаем осмысленно. Задаем вопросы по прочитанному предложению.
·        Читаем букварь, книги, играем с предложениями.

Схема работы с новой буквой:
1) Знакомимся с буквой, учимся узнавать ее.
2) Читаем слоги, соединяя новую согласную букву со всеми изученными ранее гласными буквами. Стараемся заучить слоги наизусть.
3) Читаем слова из изученных ранее букв. Помогаем детям читать, разделяя слова на слоги (Смотри букварь).
4) После пяти лет: читаем словосочетания, читаем предложения.

Залог успеха
- Учимся читать играя.
- Заучиваем слоги.
- Играем не только со слогами,  но и с буквами:
-складываем слова и слоги из букв;
-вставляем пропущенную букву в слово;
- Списываем слова.
- Развиваем фонематический слух.
·        Маленьких детей мы учим находить картинку по слову и называть ее.
·        Детей старше 4лет мы знакомим с тем, что звук и буква это разные понятия.  Вводим понятия гласный и согласный звук. Учим определять местоположение звука в слове, первый и последний звук в слове.
·        Детей старше 5 лет мы знакомим с тем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, а слоги ударные и безударные.
·        Детей старше 6 лет мы знакомим с тем, что:
 1. Буквы е, ё,  ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
·         в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
·         после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
·         после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].


2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Комментариев нет:

Отправить комментарий